laku_lok (laku_lok) wrote in ru_prichal_ada,
laku_lok
laku_lok
ru_prichal_ada

Category:

Наталия Корюкова, Денис Пелихов. Вербализации концепта «память» в прозе Шаламова

Статья опубликована в электронном научном журнале «Язык. Культура. Коммуникации», № 1, 2018, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск. Электронная версия - на сайте УрГУ : открытые журналы.

_________


Лексическая репрезентация концепта «память» в цикле рассказов Варлама Шаламова «Воскрешение лиственницы»

В статье рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием «концепт», а также своеобразие вербализации концепта «память» в цикле рассказов Варлама Шаламова «Воскрешение лиственницы».

Согласно определению Д. С. Лихачева, концепт — это совокупность установленных лексических значений слова, усвоенных человеком, и его личного опыта. В различных определениях категории концепта (С. А. Аскольдова-Алексеева, Д. С. Лихачева и др.) присутствуют общие черты: концепт понимается как единица мышления, которая отражает культурные особенности какого-либо народа.
Различные определения термина «концепт» позволяют выделить признаки, по которым мы можем утверждать, что рассматриваемое явление является концептом:

1) это минимальная единица опыта человека;
2) это единица хранения, передачи и обработки информации;
3) это единица с подвижными границами;
4) это социальная единица;
5) это единица культуры.

Концепт состоит из компонентов — признаков объективного либо субъективного мира, которые отображаются в его сознании и различаются по степени абстрактности. Центр концепта — это всегда какая-либо ценность, ценностный принцип, находящийся в основе культуры.
Память — связующее звено между прошедшим и настоящим. Человек не может удержать время и противостоять его движению, но может «сохранить» события, которые уже произошли, и рассказать о них другому человеку.
Память связана с культурой какого-либо народа в частности и всего мира в целом. Идеи и образы, созданные в прошлом, «живут» до сих пор благодаря тому, что человечество помнит о них и сегодня. Тексты, рисунки, скульптуры, музыка и т. п. являются воплощением памяти: кто-либо тратит время (категория, неразрывно связанная с концептом памяти), оставляет результат и процесс своей деятельности во времени и пространстве, таким образом, произнесенное слово остается во времени, следовательно, остается в памяти.
С эмоциональной точки зрения память — неоднозначное явление: она может вызывать положительные эмоции, но также может напоминать о чем-то неприятном: боли, печали. «Благодаря этому память соотносится с вечностью, безграничностью, святостью» [3]. Вечность и время — важнейшие концепты культуры, а так как они тесно связаны с концептом память, мы можем говорить, что и данный концепт — важнейший для построения картины мира человека.
В поэтике изучаемого рассказа «Воскрешение лиственницы» северное дерево является основным концептуально значимым символом памяти. Мотивы также подчеркивают главную тему цикла: мотив времени, тесно связанный с ключевой для всего творчества В. Шаламова темой памяти о Колыме, представлен такими словами и выражениями, как «время», «вечность», «бессмертие», «жизнь», «смерть», «всегда», «библейский»; «в течение миллионов лет», «до конца шестисотлетней жизни»; «детство», «недолгая жизнь», «тридцать седьмой (год)».
В цикле рассказов «Воскрешение лиственницы» нам встретилось 72 лексемы, которые вербализуют концепт «память».
Эти лексемы были разделены нами на 2 группы. В 1-ю группу вошли 56 лексических единиц, отнесенных нами к ядерной зоне концепта, например, лексемы «помнить», «вечность», «запомнил», «прошлое», «воспоминания», «бессмертие», «воскрешение».
Во 2-ю группу вошли 16 лексем, отнесенных нами к периферийной зоне концепта, например, лексемы «библейские», «круговорот», «современность», «хранить».
Далее мы разделили эти лексемы на группы по признаку родства. Всего получилась 31 группа. Больше всего лексем представлено в первой группе, представленной лексемой «память» — 14 слов (11): «вспоминались», «помнить», «воспоминаний» и т. д.
В цикле рассказов В. Т. Шаламова «Воскрешение лиственницы» представлены слова следующих частей речи: глагол (18), причастие (4), существительное (35), деепричастие (1), прилагательное (9), наречие (9), числительное (7).
В результате нашего исследования мы можем сделать вывод, что больше всего лексем, вербализующих концепт «память», представлено именем существительным (13). Вероятнее всего, это связано с тем, что человеческие воспоминания связаны в большинстве своем с предметами, которые и называют слова данной части речи.
Своеобразие вербализации концепта «память» в цикле рассказов В. Шаламова «Воскрешение лиственницы» состоит в том, что данный концепт связан со временем, вечностью, бессмертием. Также репрезентация концепта «память» имеет религиозные, христианские мотивы, что отражено и в названии данного цикла.
«Идеи, мысли, содержащиеся в творчестве В. Шаламова, прежде всего нацелены на то, чтобы сохранить историческую и культурную память об эпохе сталинизма, запечатлеть все ужасы, несправедливость тоталитарного режима, бесправность человека, вынужденного умирать и возрождаться каждый день» [1]. Таким образом, концепт «память» — один из самых важных для творчества Шаламова.

Библиографический список

1. Болдырева, Е. М. Категория памяти в «Колымских тетрадях» Варлама Шаламова / Е. М. Болдырева, Е. В. Асафьева // Верхневолжский филологический вестник. — 2017. — № 3. — С. 20-25.
2. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика : учебное пособие / В. А. Маслова. — Минск : ТетраСистемс, 2004. — 256 с.
3. Муфазалова, Л. С. Концепт память в русской языковой картине мира / Л. С. Муфазалова // Вестник ИрГТУ. — 2014. — № 9. — С. 324-327.
4. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — М. : АСТ: Восток-Запад, 2007. — 226 с.
5. Шаламов, В. Т. Воскрешение лиственницы / В. Т. Шаламов. — М. : Художественная литература, 1989. — 495 с.

Наталия Корюкова, Южно-Уральский государственный университет
Пелихов Денис Александрович, доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, кандидат филологических наук, E-mail: pelikhovda@susu.ru.


Tags: "Колымские рассказы", Варлам Шаламов, литературоведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments