laku_lok (laku_lok) wrote in ru_prichal_ada,
laku_lok
laku_lok
ru_prichal_ada

Categories:

"Аввакум - это я". Письмо Шаламова В.И. Малышеву, август 1967

Письмо Шаламова о протопопе Аввакуме в собственных стихах приводится по статье С. Гречишкина и Г. Маркелова "В.И. Малышев в переписке с русскими советскими писателями и деятелями советской культуры" в сборнике "Древлехранилище Пушкинского Дома : материалы и исследования", ИРЛ АН СССР (Пушкинский Дом) – Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1990. О предыстории этого письма см. Неизданная статья Владимира Малышева о протопопе Аввакуме и переписка с Шаламовым, 1969.
За фотографии страниц весьма благодарен Сергею Бондаренко sadaschuyuan .

__________


Интереснейший человеческий документ — письмо поэта и прозаика Варлама Шаламова к В.И. Малышеву, обратившему внимание на его поэму «Аввакум в Пустозерске».1 Приведем несколько строф из этой небольшой поэмы (монолог Аввакума):

Не в бревнах, а в ребрах
Церковь моя.
В усмешке недоброй
Лицо бытия.
Мне рушили веру
В дела старины,
Без чести, без меры,
Без всякой вины.
И гнали на плаху,
Тащили в тюрьму,
Покорствуя страху
В душе своему.
Наш спор — не церковный
О возрасте книг,
Наш спор — не духовный
О пользе вериг.
Наш спор — о свободе,
О праве дышать,
О воле Господней
Вязать и решать. <...>
Тебе обещаю,
Далёкая Русь,
Врагам не прощая,
Я с неба вернусь. <...>
Нет участи слаще,
Желанней конца,
Чем пепел, стучащий
В людские сердца.

Поэма, видимо, была высоко оценена В.И. Малышевым. Этим и обусловлен исповедальный, доверительный тон письма поэта к ученому от 2 августа 1967 г.:

«Дорогой Владимир Иванович! <...>
Вот уж никогда не думал, что мне случится возвращаться к строю своих чувств и мыслей того времени, когда писался ״Аввакум“. А ведь вернуться для ответа — для сколько-нибудь серьезного ответа — значит вернуться в настроение, в границы, в надежды, разочарования и тщеты. ״Аввакум“ написан в 1954 г. в поселке недалеко от станции Решетниково Калининской железной дороги, где я, вернувшись на ״материк“, работал агентом по снабжению и писал, писал, писал день и ночь… ״Аввакум“ написан в один день, вернее в одни сутки, почти набело. ״Аввакум“ — это попытка очертить круг нравственных правил (для бывшего арестанта) — ничего не забыть, ничего не бояться и в этом видеть свою силу и свою судьбу. Об Аввакуме у меня есть еще небольшое стихотворение из ״Колымских тетрадей“. Вот оно:

Все те же снега Аввакумова века.
Все та же раскольничья злая тайга,
Где днем и с огнем не найдешь человека,
Не то чтобы друга, а даже врага.

<...> Почему Аввакум? Я знаком с этой биографией с детства. Толстый голубоватый том какого-то церковного писателя возникает из тумана детских воспоминаний, какие-то комментарии к Житию. Разумеется, высшая поэзия самого Жития захватила меня уже взрослым много позже. Я стал видеть в Аввакуме одного из величайших русских прозаиков, наравне с Гоголем и Достоевским. Но и без этого чувства, без этого размышления я написал бы об Аввакуме. Вернуться к Аввакуму дала мне повод моя собственная жизнь. Я имел право написать об Аввакуме так, как хотел, понимал, толковал и знал.
Современных поэтов, пишущих об Аввакуме, я не знаю, да и есть ли сейчас стихи? Стихи-то ведь дело очень серьезное, это живая кровь, судьба! Я знаю сочинения об Аввакуме Мережковского и Волошина. И Мережковский и Волошин не были поэтами большими. Их стихотворное изложение Жития не представляется мне убедительным. Художественно обе поэмы недостаточны. Ни тот, ни другой автор не сделали и попытки выйти за материал Жития. Попытка применить модные в начале века бальмонтовские интонации для изложения Жития потерпела полный провал. Высшая поэзия Аввакумова жизнеописания исчезла <…>
Вернемся к ״ Аввакуму в Пустозерске“. Сюжет Жития берется по сходству, по связи живых судеб. Аввакум — это я, и с первой строфы я пытался это объяснить. ״Не в бревнах, а в ребрах церковь моя“ — это не из Аввакума и не по Аввакуму. Кажется, из Поморских ответов. И далее — ״Для божьего взгляда — обряд ерунда“, ״Наш спор не церковный…“ и так далее. Так Аввакум бы не сказал... Звуковой строй ״Аввакума в Пустозерске“ особым образом обдуман и проверен. <...> Для поэта в любом его стихотворении всегда стоит задача новизны, борьбы со словом, сражения и победы <...> Я смею надеяться, что эмоциональный заряд этой маленькой поэмы не пропадет даром и поэма будет оценена не как очередное изложение ״Жития“, а как поэтическая мета современности, в перекличке известных русских сюжетов».

1 Шаламов В. Дорога и судьба. М., 1967, с. 80-84.



Tags: Варлам Шаламов, биография, переписка, русская поэзия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments